Новое ужесточение. Цены на ОСАГО вырастут в ближайшее время.

В ближайшие месяцы в России могут подорожать полисы ОСАГО. Центробанк планирует изменить базовые тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним с 31 августа 2018 года.

Как это устроено?
Закон об ОСАГО дает ЦБ право менять тарифы на этот вид страхования. Но делать это можно не чаще одного раза в год. Пока ЦБ дважды воспользовался этим правом, и оба раза тарифы росли. Последний раз ЦБ их поднимал в апреле 2015 г.

Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также на так называемый коэффициент бонус-малус. Он предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за попадание в аварии. Эту систему ЦБ менять не намерен.

Что будет?
С 31 августа действие нынешних тарифов будет прекращено. Вместо них ЦБ собирается ввести новые. При этом пока проект ЦБ выглядит как уравнение с многими неизвестными. Так, в нем не указаны суммы минимальных и максимальных базовых ставок полисов ОСАГО, территориальные коэффициенты и коэффициенты зависимости от возраста и стажа водителя.

Действующие коэффициенты бонус-малус и мощности двигателя ЦБ предлагает оставить прежними.

Почему стоимость ОСАГО нужно увеличивать?
Повышение стоимости ОСАГО активно лоббируют российские страховщики. Они полагают, что этот рынок нужно вообще освободить от государственного ценообразования. По оценкам лоббистов, после такого шага для убыточных клиентов стоимость ОСАГО может возрасти на 25–50%, для неубыточных – снизиться на 50%.

Страховщики также указывают, что убыточность этого вида страхования последние три года растет, это связано с низким базовым тарифом.

Почему стоимость ОСАГО не нужно увеличивать?
Низкокачественные услуги, которые оказываются при ремонте по ОСАГО, не стоят таких денег, считают противники повышения цен. Базовый тариф по ОСАГО должен остаться на прежнем уровне, а страховщики, желающие увеличить сборы, могут это делать за счет предоставления автомобилистам дополнительных опций. Например, давать расширенный лимит выплат, включать услугу эвакуатора, аварийных комиссаров, считают эксперты. В ином случае система ОСАГО столкнется с очередным оттоком клиентов.

Что будет дальше?
Вся схема ОСАГО устроена так, что реформировать ее практически невозможно. Страховщики жалуются на убыточность и низкие тарифы. Автомобилисты - на равнодушие и жадность страховых, низкое качество ремонта и высокие тарифы.

В 2015 году, когда ЦБ повысил цены полисов ОСАГО, от их покупки отказалось 2,78 млн автомобилистов, следует из статистики страховщиков.. Часть ушедших из системы ОСАГО автовладельцев начали пользоваться поддельными полисами. Скорее всего, то же самое мы увидим и сейчас. Штраф за езду без ОСАГО составляет всего 800 рублей, проверяют такие документы редко, поэтому выгода для водителей тут прямая.

Впрочем, в Госдуму уже внесен законопроект о повышении штрафа в шесть раз. А если еще и настроят систему видеофиксации так, чтобы проверять владельца автомобиля на наличие полиса, все может серьезно измениться. Скорее всего, мы можем увидеть такое развитие событий уже в 2019 году.