05
июля
Петербургские туроператоры грозятся отказаться от организации экскурсий для школьников из-за ужесточения требований согласования перевозок.
За последний год количество школьных автобусных экскурсий уже упало в два раза, — администрации школ опасаются брать на себя ответственность за организацию, а транспортные компании не хотят связываться с бизнесом, чреватым жесткими требованиями и большими штрафами.
Сразу несколько участников рынка, требования приказа МВД России № 941 о порядке подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами от 30 декабря 2016 года, вступившие в силу 1 апреля, поставили под угрозу бизнес по проведению экскурсий по Северной столице для местных и иногородних школьников.
Приказ предписывает организатору перевозки детей уведомить о ней ГИБДД, указав количество перевозимых детей, программу маршрута, а также полную информацию о самом автобусе, его водителе, владеющей автобусом транспортной компании, а также самом организаторе.
На первый взгляд, в требованиях нет ничего экстраординарного, однако на практике они оказываются невыполнимыми. Если раньше уведомления направлялись в управление ГИБДД, то теперь в районные подразделения по месту начала перевозки.
Но даже если прийти за пакетом документов лично, можно остаться ни с чем.
Кроме того, документом не установлен порядок действий при форс-мажоре. Например, при поломке автобуса или болезни водителя провести оперативную замену невозможно, так как информация о транспортном средстве и водителе подается не позднее чем за два дня до поездки. По словам участников рынка, такие ситуации случаются не часто, однако от них не застрахован никто.
По закону, за нарушение правил детских перевозок в дневное время предусмотрен штраф для водителя в размере трех тысяч рублей, для должностных лиц – 25 тысяч рублей, а для юридических лиц – 100 тысяч рублей, в ночное время соответственно – пять тысяч рублей, 50 тысяч рублей и 200 тысяч рублей.
Детские туры в Петербург сейчас организуют около 150 компаний. В общей сложности они привозят 1,5 млн человек в год из других регионов, а также проводят экскурсии для местных школьников. Однако усиление требований к безопасности может привести к тому, что насладиться культурным наследием Северной столицы до 18 лет будет проблематично.
От проблем с усилением норм безопасности страдают и сами школьники, считают представители родительских комитетов. Хотя они указывают, что проблемы возникли не в последние два месяца, а гораздо раньше.
За последний год школьные экскурсии стали проводиться в два раза реже.
В Смольном в усилении требований к безопасности не видят ничего страшного. «В погоне за прибылью операторы не должны забывать о безопасности детей. Это самое важное, что может быть», – отметил глава комитета по туризму Андрей Мушкарев. Школьникам, которые не увидят развода мостов, не нужно расстраиваться, считает он. «Посмотрят, когда им исполнится 18», – подчеркнул глава комитета.
В комитете по образованию сообщили, что точной статистикой по числу школьных экскурсий не обладают, однако допускают, что вместо автобусных перевозок для походов в музеи и театры образовательные учреждения стали чаще пользоваться общественным транспортом.
Однако представители отрасли не теряют надежды найти с властями и правоохранительными органами общий язык.
А вот в части действий при форс-мажорной ситуации, по всей видимости, понадобится доработка порядка на федеральном уровне.